ОФ "Международная Академия
Культурного и Экономического
Сотрудничества
"Новый Шелковый Путь"

Дунганский Культурный Центр Узбекистана

 
Официальный сайт ДКЦУ
 

В феврале 1990 года, в Ташкенте был зарегистрирован Дунганский Культурный Центр, который по сей день возглавляет бессменный председатель Мане Даурович Савуров, поддерживающий тесные связи с Посольством Китая в Узбекистане. Образованные люди у дунган в почете, и лица с высшим образованием в дунганской диаспоре весьма уважаемы, среди них Мане Даурович, учившийся в Ленинградском институте, и имеющий научную степень кандидата наук. В одной из книг Мане Савурова - "Секреты дунганской кухни" (Ташкент-1989) приведены рецепты множества блюд дунганской кухни. Из нее можно узнать, например, что лагман, манты и мампар распространенные в среднеазиатской кухне, принесены в нее дунганами. Дунгане, живущие в Узбекистане, по словам М. Савурова, который не раз бывал на родине своих предков, сохранили в своем быту многие традиции и обычаи.

Дунгане переселились в Туркестанский край из Северо – Западного Китая после поражения Дунганского восстания в 1862 – 1877 годах. Вторая волна дунган появилась в Средней Азии а начале ХХ века, в частности, в 1920-е годы. Тогда вместе с конной армией семьи дунган, которых везли в обозе, дошли до Ташкентской области и осели в 40 км от Ташкента. Ташкентское поселение дунган в то время составляло 60 семей, основавших колхоз под названием "Красный рисовод", поскольку основным их занятием было выращивание риса. Сегодня это скученное проживание дунган в Верхне - Чирчикском районе Ташкентской области называется дунган – махалля. Всего там проживает около 600 дунган. Общая численность дунган в Узбекистане насчитывает около 3000 человек. Проживают они в Ташкенте, Ферганской долине и Ташкентской области. Одной из особенностей этой малой этнической группы является изолированность от иностранного влияния. В быту у узбекистанских дунган довлеет патриархальность. Смешанных браков в их среде зарегистрировано весьма малое количество. В основном, браки заключаются между сородичами, и для того, чтобы избежать родственных браков, невест женихам привозят из дунганских поселений Казахстана и Кыргызстана. Благодаря патриархальности образа жизни, дунгане, проживающие в Узбекистане, владеют родным разговорным языком. Обучение их письменности происходит на узбекском, поскольку специальные учебники и учителя дунганского отсутствуют.

Говоря о вкладе дунган в культуру Узбекистана, следует отметить, что они, в основном, занимаются сельским хозяйством и кулинарией.Дунгане являются исконными земледельцами и известны как замечательные огородники, рисоводы и зерноводы. Традиции разведения огородных культур у дунган, проживающих в Узбекистане, продолжаются и в наши дни. Они сажают традиционные овощи, пряности и специи, развивая специфичные для китайской кухни особенности.Особо следует выделить крупную красную редиску, сохраняющую свои вкусовые качества до одной недели. В Узбекистане она выращивается только дунганами. Выращивают они и вигну – фасоль, стручки которой достигают длиной до 50-60 см. особым спросом пользуется дюце -дунганская черемша, которую ташкентские дунгане экспортируют в Казахстан и Кыргызстан. Одной из прибыльных статей дохода ташкентских дунган является изготовление крахмальной лапши – фынтеза, которая продается на рынках в качестве основы для салатов и специальных блюд.

Дунганская кухня – одна из самых специфичных и экзотичных. Так, свадебный обряд, который справляется в Ташкентской области, соответствует всем правилам, присущим дунганской свадьбе. Причем это следование во всем, начиная с такой детали как традиционное свадебное украшение невесты. Оно вывезено из Китая 150 лет назад. Выполненное из серебра, оно изображает дракончиков, которые являются оберегами невесты. Прическу дунганской невесты выполняют в соответствии с традициями, украшая волосы жемчугом, черепаховым гребнем и искусственными цветами. Красное платье невесты символизирует радость. На горловину платья одевают специальный фестончатый воротник, выполненный из вышитых отдельных деталей. Нижнюю часть длинных штанов также украшает вышивка. Руки невесты украшают старинные серебряные браслеты. Специальную одежду имеет и жених. Это специальные верхняя куртка и штаны.

Но самым интересным является старинный обычай, по которому дружки жениха должны вырвать из прически невесты один цветок и прибить его очень высоко где-нибудь в доме жениха. Затем жених должен, во что бы то ни стало, достать этот цветок, иначе он теряет право первой ночи.

Численность дунган в Узбекистане составляла: 1959 г. - 600, 1979 г. - 1106, 1989 г. – 1353 2009 г. – около 3000