На судьбах прикладного искусства весьма определенно сказались те новые условия, которые сложились у дунганских переселенцев в Средней Азии и Казахстане.
Художественные народные ремесла у дунган носили в основном прикладной характер. Одним из главных видов прикладного искусства у дунган являются вышивки, вырезки из бумаги, а также орнаментная резьба по дереву.
Дунганская народная вышивка на женской одежде, обуви и предметах быта отличается тонкостью сочетания цветовых тонов. Помимо украшения одежды и предметов быта вышивка у дунган применялась для создания декоративных панно. Особенно широко использовалась она для украшения женских и детских туфель, платьев, кофт, а также наволочек и др.
Дунганские народные вышивки отличаются богатой творческой фантазией, замечательной техникой исполнения и глубокой самобытностью.
В дунганских народных вышивках ярко выражена любовь народа к прекрасному. Вышивальщицы-дунганки создают различные изображения красивых цветов, растений, птиц и животных. Часто встречаются в народных вышивках георгины и пионы, которые по народной символике олицетворяют богатство и благополучие, а также гранат и виноград, являющиеся символами и знаками пожелания потомства и многодетности.
Кроме цветов на народных вышивках часто изображают птиц и животных. При этом птицы и животные также имеют отличительные символические значения. Так, яяр но ляп - утка, любующаяся лотосом, служит символом верности и счастливого брака; фынхуон щи модан - феникс, любующийся георгином,- знак долголетия и счастья; йур зуан лян - рыбы возле лотоса - верность и преданность; лону чы путо - мышь, отведывающая плоды винограда, обозначает многодетность и потомство; лун щи жэту - дракон, пожирающий солнце, символизирует могущество и силу и г. д. Следует сказать, что образ дракона занимает в народной фантазии значительное место как в устном народном творчестве, так и в прикладное искусстве дунганского народа.
Богата символами одежда дунганской невесты. На ее одежде и обуви, а также украшениях много вышитых символов, отображающих пожелание счастья в браке, верности в супружеской жизни, многодетности и богатства. Кроме того, в вышивках на одежде дунганской невесты должны быть обязательно изображены символы 6а во - восемь богатств: верность и радость, здоровье и долголетие, счастье и преданность, богатство и сила.
[page]
Содержание дунганской вышивки передается с помощью традиционных народных символов. Именно в них отражены многовековые чаяния трудового народа, его мечты о счастливой жизни.
Большое место в прикладном искусстве дунган занимают вырезки из бумаги. Это своеобразное искусство сочетает в себе выразительность, эскизность и простоту. Народные вырезки из бумаги предназначаются в качестве образцов для вышивок женской одежды, туфель, наволочек и других предметов дунганского быта. Так же, как и в дунганских народных вышивках, Содержание бумажных вырезок передается при помощи традиционных народных символов. Вырезки из бумаги понятны и доступны массам и широко распространены в народе.
Мастерами вырезки из бумаги являются женщины. Дунганки начинают учиться этому ремеслу с детства, и почти каждая из них умеет создавать оригинальные по форме и сложные по выполнению вырезки из бумаги.
Бумажные вырезки, как вид народного творчества, особенно сильно были распространены у дунган Каракунуза и Шортюбе, Токмака и Люшонло, Пишпекского уезда. Их вырезки из бумаги отличаются декоративностью и поэтической выразительностью рисунков и построения деталей. Вследствие этого вырезки из бумаги, так же как вышивки дунганок Николаевской (Каракунузской) волости Пишпекского уезда, пользовались большой популярностью у всего дунганского населения Семиречья.
Несколько слов следует сказать о технике вырезки из бумаги. Дунганские женщины пользуются для этого ножницами. Бумажные фигуры, независимо от того, изображают ли они людей, животных, птиц или цветы, вырезаются сверху вниз и слева направо. Такая методика сложилась у дунганских мастериц в результате долголетней практики. Если же бумажная фигура имеет более сложную композицию, то в этом случае вырезку делают от центра листка к рамке.
Вышивки и вырезки из бумаги настолько обычны у дунган, что ими занимаются в каждой семье. Это поистине народное национальное искусство.
Местные народы - киргизы, казахи, узбеки, татары, русские восхищались изяществом и красотой произведений дунганок-вышивальщиц и вырезальщиц из бумаги.
К новым условиям приспосабливались и дунганские ювелиры. Они переняли от местных ювелиров ряд методов ювелирного Производства. Однако основные традиционные приемы ювелирного дела, его национальная форма не претерпели существенных изменений. Дунганские ювелиры изготовляли из серебра и золота главным образом нагрудные и головные украшения для девушек и женщин, серебряные браслеты со сложными символическими изображениями. Часто на ювелирных изделиях встречаются традиционные национальные символы пожеланий долголетия, богатства, счастья и т. п.
[page]
Поскольку дунганки любят носить украшения, то почти во всех дунганских поселениях Семиречья имелись дунганские мастера-ювелиры - йинжен, Были известны мастера С. Чжан, X. Билода, М. Хелифе в Пишпекском уезде, Ма в Пржевальском уезде, ювелир Бар в Джаркентском уезде, они были широко изве-стны не только среди дунганского населения, но и среди других народов Семиреченсксй области.
Следует сказать, что этот вид прикладного искусства у семиреченских дунган, по сравнению с вышивками и вырезками из бумаги, был развит слабо. Объясняется это тем, что дунгане переняли серебряные украшения у местных народов, и прежде всего у узбекского и уйгурского.
Орнаментальное искусство среднеазиатских дунган характеризуется сложными формами, часто с включением растений в орнаменты с животными и птицами, Национальным орнаментом украшали, как правило, мебель, деревянную часть дома, различные предметы домашнего быта.
Большинство орнаментальных композиций многоцветно. Дунгане любят сочетание красного и зеленого, синего и желтого, бордового и голубого. Так, на дуге для повозки наносились орнаменты, а потом она раскрашивалась красной и зеленой красками.
Богато украшали дунгане кожаные изделия, предназначенные для упряжных лошадей, и седла. Для нанесения орнамента мастер готовил деревянный трафарет с вырезками, а затем накладывал его на обработанную влажную кожу и заостренным предметом выдавливал на ней орнамент, соответствовавший выемам формы. После этого кожу с формой оставляли для сушки.
Литье по металлу, широко известно дунганам в связи с развитием в прошлом у них извозного промысла. Обработкой металлов занимались дунганские кузнецы - тежён. В основном она сводилась к изготовлению украшений, начиная от железных пластинок с орнаментами до различных бубенчиков на сбруях для упряжных лошадей. В украшении повозок, седел и других предметов домашнего быта дунгане много заимствовали у местных народов - киргизов, казахов, узбеков и русских переселенцев. Поэтому в орнаментальном искусстве чувствуется влияние народов Семиречья, особенно в домах состоятельных дунганских мещан и зажиточных крестьян. Распространение орнаментов других народов у дунган Семиречья явилось показателем культурного и хозяйственного общения.