ОФ "Международная Академия
Культурного и Экономического
Сотрудничества
"Новый Шелковый Путь"

Интервью с Джоном Али Алиевичем - старшим научным сотрудником Центра дунгановедения и китаистики Национальной академии наук КР

Народ, который не знает своей истории и не делает 
для себя соответствующих выводов, обречён вновь 
пережить те страдания, которые выпали на долю его предков. 

Сыма Цян – древнекитайский историк.

Вот уже на протяжении многих номеров наша газета знакомит читателей с научной работой Али Алиевича Джона о ходе Беловодского восстания. Тема, безусловно, интересная и многие почерпнули для себя много нового, а кто-то впервые соприкоснулся с нашей историей. Но сегодня мне бы захотелось познакомить читателя с самим автором. Потому что Али Джон не только увлеченный своими изысканиями ученый, но и тонкий, прозорливый, душевный поэт- лирик.

Итак Джон Али Алиевич - старший научный сотрудник Центра дунгановедения и китаистики Национальной академии наук КР, кандидат исторических наук, Заслуженный работник НАН КР Али Джон изучает материальную и духовную культуру дунган более тридцати лет. На сегодняшний день он единственный в СНГ специалист, занимающийся проблемами этнографии дунган. 

- У вас необычная фамилия...

- Вы думаете, что это мой псевдоним? Нет, это настоящая дунганская фамилия. Просто мои соплеменники при фиксации метрических данных, как и многие представители других национальностей, брали имя своего отца или деда, в качестве фамилии. Но у каждой дунганской семьи по сей день есть ещё и родовое имя, имеющее, как правило, тысячелетнюю историю, которое и является собственно фамилией. Старший брат моего отца, бывший тогда главой рода, хорошо понимал это и при записи назвал свою фамилию, которая в русской транскрипции звучит как «Джон». С тех пор все наши родственники по мужской линии носят эту фамилию.

- Скажите, пожалуйста, о вашей специальности этнографии 

Темой моей кандидатской диссертации было «Поселение, усадьба и жилище дунган», защищал я её в ленинградской части Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая в 1886 году. На основе диссертации была опубликована одноимённая монография, в 2007 году мной выпущена книга «Обычаи, обряды и поверья дунган», в соавторстве с И. Шисыром издан учебник. Кроме того, я являюсь соавтором изданной три года назад «Дунганской энциклопедии». Являюсь автором 28 научных статей опубликованных как у нас в республике, так и в КНР. В настоящее время работаю над монографией «Дунгане и Беловодское восстание 1918 года в Пишпекском уезде».

- В чём суть этнографических исследований? 

Этнографы фиксируют особенности национальной традиционной культуры, а, накопив по возможности исчерпывающие знания о том или ином народе, выявляют их особенности. Эти знания дают основу для реконструкции этнических контактов народа в прошлом и, следовательно, облегчает поиск генетических корней.

- И каковы же особенности дунганской культуры? 

Например, тип планировки поселений у разных народов может быть радиальным, кучевым, линейным или придорожным и квадратным. По традиции дунганские поселения строились по принципу «фон» - квадрата или квартала. Дома располагались по углам квартала и были ориентированы окнами и дверными проёмами на юг. Конструкция домов была каркасно-столбовой, стены были саманными или глинобитными. Особенностью внутреннего устройства дунганских домов была отапливаемая лежанка – «кан», которая занимала почти половину комнаты. К дому обычно примыкал огород, а вся усадьба была обнесена глинобитной стеной.

Обычаи и обряды дунган по своему духу являются мусульманскими, однако в них есть и национальные особенности. 

Али Алиевич, давайте поговорим об интересующим многих вопросе происхождения нашей нации. Ранее среди учёных не существовало единой точки зрения по вопросу происхождения дунган. Например, советский историк А.М. Решетов считал, что дунгане – это принявшие ислам китайцы. Другие учёные предполагали, что предками дунган были и монголы, и тюрки, и гунны? Что вы можете сказать по этому поводу? 

Ни одна нация, ни один народ в мире не является «чистым» по своему происхождению. В ходе своего развития каждый этнос испытывает влияние соседних народов, заимствует не только элементы культуры, языка, быта, образа жизни, но и смешивается на генетическом уровне. Происхождение дунган напрямую связано с проникновением ислама в пределы Китая. Первые упоминания о мусульманах посетивших Китай относятся к VII веку. Это были арабские и персидские купцы, попадавшие в Китай морским путём через южные порты. Так, например, на юге Китая в городе Гуанчжоу на дунганском кладбище сохранилась могила, датируемая седьмым веком. В ней похоронен абу Вакас, которого дунгане КНР почитают как сахаба – сподвижника пророка Мухаммеда и как одного из своих предков. Другой путь, которым в Китай попадали мусульмане, был караванный путь через Центральную Азию. Эти люди, посещая Китай, основывали там свои колонии, строили мечети, заводили семьи, женясь на китаянках, постепенно осваивали местную культуру, а их дети усваивали китайский язык с молоком матери. Но об этом можно говорить очень долго и на это не хватит газетной публикации.

- Каким же образом дунгане попали в Кыргызстан и другие республики Центральной Азии? 

На протяжении всей истории своего существования дунгане часто подвергались гонениям за свою приверженность исламу со стороны властей старого Китая. Это не раз становилось причиной восстаний. Во второй половине XIX века на Юго-Западе и Северо-Западе Китая вспыхнуло восстание, вошедшее в истории, как антицинское Дунганское восстание. Оно началось в 1862 году и длилось более полутора десятка лет, в ходе которых под давлением карательных войск повстанцы постепенно перемещались в Синьцзян, надеясь на помощь своих единоверцев. Так называемое умиротворение территорий, производимое маньчжурскими войсками сопровождалось массовой резнёй дунганского населения. Как правило, в захваченных городах мужчины уничтожались полностью, а женщины и дети подвергались надругательству и продавались в рабство. В этих условиях предводители повстанческих отрядов приняли решение уйти под покровительство Российской империи. И хотя для русских властей поздней осенью 1877 года приход дунганских беженцев стал полной неожиданностью, они всё же сделали всё, чтобы облегчить участь переселенцев. В 1878 году дунганам были выделены земли для основания поселений. На Иссык – Куле, около Каракола, возникло селение Ырдык, в районе города Токмака - селения Каракунуз (ныне Масанчин) и Шортюбе. Дунгане, перешедшие границу в районе города Оша, из-за безземелья смогли основать собственное поселение только после революции, сейчас оно известно как Таширово, названное так в честь дважды Героя Социалистического труда Хайтахуна Таширова – дунганина по национальности. Это был первый этап переселения дунган на территорию Кыргызстана и Казахстана.

Второй этап переселения дунган произошёл 1881-82 году. В тот период Россия передавала Китаю временно занятые территории Илийского края. Населению предоставлялась возможность выбора подданства. Помня о зверствах чинимых цинскими войсками, большая часть дунган Илийского края предпочла переселиться в пределы тогдашней России. Они поселились в Джаркенте, Верном, основали село Александровка, а так же слободу в старом Пишпеке. Токмакский уездный начальник Нарбут в «Очерке Токмака и Пишпека писал, что в Пишпеке в 1881 году было только 13 домов. В 1882-83 годах к ним прибавилось сразу 290 семейств дунган. Будучи опытными ирригаторами они участвовали в создании оросительной системы города, содержали харчевни, вырабатывали крахмал и уксус, из семян сурепки и кунжута давили масло, чинили фарфоровую посуду, занимались извозом. В полевой сезон выращивали овощи и сеяли зерно. Впервые в Чуйской долине дунгане начали культивировать рис. Будучи предприимчивыми и трудолюбивыми они оказали заметное влияние на развитие города Пишпека.

- Почему вы, этнограф по специальности взялись за тему гражданской истории? 

Прежде всего, потому, что она мне интересна. Она касается дунганской слободы города Пишпека, а мой дед и прадед являлись её жителями, они похоронены на слободском кладбище, которое сейчас называется Аларчинским. Другой причиной выбора этой темы является тот факт, что в исторической литературе, до сих пор не описана ни роль дунган в тех событиях, ни та трагедия, которая постигла их после подавления Беловодского восстания. Думаю, что необходимо восстановить память о многочисленных жертвах со стороны восставших, которые в советское время были прокляты и преданы забвению, в отличие от погибших со стороны большевиков. При этом хочу подчеркнуть, что как человек далёкий от политики, я не являюсь противником коммунистов или антисоветчиком. Более того, считаю некорректным огульное очернение советского прошлого. 

-Теперь мне бы хотелось поговорить о ваших стихах. Когда Вы начали писать стихи? 

Писать стихи я начал лет с 18-ти. С тех пор пишу, когда есть вдохновение и время. В основном люблю писать в уединении.

- Собираетесь выпустить сборник? 

В планах есть, да и материала набралось достаточно. Но сказать точно, когда это будет, пока не могу.

Большое спасибо Али Алиевич за беседу. Желаем Вам творческих и научных успехов. Думаю, что в скором времени вы нас снова порадуете новым поэтическим опусом.