У каждой семьи есть своя история. У кого-то она самая обычная, у кого-то тесно переплетена с историческими датами и событиями прошедших лет. История рода Матянью очень интересна с научно-исторической точки зрения, об этом говорят сами наши ученые. В книге Н.Чекменева «Семиречье» есть упоминание данной фамилии. Однако произведение, хотя и известного писателя, не может служить историческим материалом, так как является художественным произведением. Автор данной статьи является прямым потомком рода Матянью. Галия Матянью закончила историческое отделение факультета восточной филологии БГУ и кропотливо, по крупицам собирала материал, обходя родственников и изучая архивные источники.
Все началось с дедушки Ма-Тянь-Ю. Он со своей семьей были одними из тех 60 семей из местечка Чинфихэзы, которые в 1882 году решили принять российское подданство и переселились из Китая. Вместе с другими дунганами они обосновались на окраине Пишкека, со временем образовав здесь дунганскую слободку, или, как осталось в истории, Дунгановку, которая занимала площадь в районе нынешних улиц Токолок Молдо – Калыка-Акиева и Московская - Жибек-Жолу. Жили они тогда в тесном соседстве с русскими. Обустраивая свой быт, дедушка Ма-Тянь-Ю часто наблюдал, как ведут свое хозяйство русские соседи, которые помимо того, что возделывали огород, разводили разную живность: курочек, уточек, крупный рогатый скот. Однажды дедушка Ма-Тянь-Ю, набравшись храбрости, попросил у своего соседа несколько десяток яиц, сделал что-то наподобие инкубатора, и вскоре у него появилось цыплята. Под неустанной заботой дедушки цыплята росли, с каждым днем становясь все больше и больше. И вот, когда их уже можно было начинать употреблять в пищу, старик заметил, что, то один, то второй, а иногда и по нескольку цыплят сразу, попадают под нож соседа. Дедушка пошел к соседу, но как объяснить, не зная русского языка, тому, что это его цыплята, и, что они как две капли воды похожи на соседских, потому, что выведены из его яиц? В бессилии старик махнул рукой, так и ушел не солоно хлебавши. Второй случай заставил его задуматься еще больше. Как-то дедушка решил отдать, по примеру русских соседей, своего бычка на откорм пастуху. Отвел он своего бычка к пастуху и попросил откормить его до зимы. Пастух, улыбаясь, согласно кивал. Дедушка обрадованный пошел домой. Однако через некоторое время дедушка Ма-Тянь-Ю пошел на базар и встретил того пастуха. «Как там мой бычок?» - спросил он. «Бычок хороший, – радостно улыбаясь, закивал пастух и, соединив три пальца вместе, сказал – Вот столько жира на нем было». Дедушка, который не понял ни слова, но которого явно насторожила последняя фигура из пальцев пастуха, начал дотошно выяснять, что стало с его бычком. Оказалось, что пастух подумал, что старик принес его в дар, и со спокойной душой зарезал бычка. В тот же день, придя домой, дедушка взял за руки своих двух малолетних сыновей Люлюза и Сусуза и повел в русскую школу. В школе шли занятия. Каково же было удивление учителя, когда прямо посреди урока, в класс, где обучались только русские мальчики, ввалился старик-азиат, держащий за руки двух мальчишек. Старик начал что-то говорить, отчаянно жестикулируя, и по этим жестам учитель понял, что дед хочет, чтобы мальчики учились в этой школе. «Это невозможно, - ответил он. – Вы посмотрите,- призвал учитель, обводя класс рукой,- класс переполнен. Свободных скамеек нет». Старик стоял несколько минут в недоумении, потом кивнул, видимо что-то для себя решив, взял за руки мальчиков и ушел. На следующий день утром, в класс снова вошел тот же старик с мальчишками. В руке дедушка держал скамейку, которую мастерил всю ночь, поставив скамейку к окну, он показал учителю на своих сыновей, пусть, мол, сидят здесь и учатся. На это возразить было не чем. Так братья Матянью Люлюза и Сусуза стали первыми мальчиками – дунганами, которые начали учиться в русской школе. Конечно, это событие не могло пройти незамеченным среди дунган. Многие осуждали старого Ма-Тянь-Ю, не понимали почему, тот забрал своих сыновей из мечети, где те изучали арабский язык и Коран, и отдал их этим «кафырам». Говорили, что старик сошел с ума, но тот лишь ухмылялся в ответ.
На самом деле, изучая старинные фотографии, по датам на них можно проследить, что дедушка Ма-Тянь-Ю был 1831 года рождения, тогда как Сусуза, младший сын, родился в 1879 году. По рассказам, Люлюза был на год старше брата, и до него у дедушки Ма-Тянь-Ю были две дочери, которые умерли. Но даже если и так, для меня все равно осталось загадкой, почему в те времена, когда дунгане рано обзаводились семьями, у дедушки Ма-Тянь-Ю были такие маленькие сыновья.
На удивление всем, Люлюза и Сусуза оказались прилежными учениками, ни разу дедушке Ма-Тянь-Ю не пришлось краснеть за них. Очень скоро они читали, писали и разговаривали на русском, не хуже, чем сами русские. Их тяга к знаниям поражала даже учителей. Мальчики росли шустрыми, общительными, часто к ним обращались дунгане с просьбой помочь общаться с русскими соседями. После окончания школы Люлюза и Сусуза начали заниматься торговлей. Однако, Люлюза постоянно ощущал тягу к новым знаниям и вскоре уехал на учебу в Ташкент. Семейный бизнес продолжил один Сусуза. Начав с нуля, Сусуза добился в торговле таких успехов, которых до этого в Пишкеке не добивался никто. Обладая деловой хваткой и чувством глубокой порядочности, что и привлекало в нем других торговцев, он привозил товары с Андижана и Оша. Со временем Сусуза превратил свой маленький лоток, с которого начинал, в сеть магазинов, которые занимали целый квартал, сегодня это территория от центрального ЗАГСА до отеля Достук, начал заниматься и небольшим производством. Успешный и предприимчивый Сусуза, никогда не забывал о других, его магазины кормили не только его, но и давали работу его родственникам.
Тем временем, после окончания учебы в Ташкенте, Люлюза был призван в армию. В те годы, в царской России, воинскую повинность несли только русские и грузины, с переселением дунган в Среднюю Азию, к этому списку прибавились и дунгане. От каждой семьи призывался в армию один мужчина. В семье Матянью им стал Люлюза. Люлюза пошел в армию рядовым солдатом, однако известно, что когда он демобилизовался, имел звание унтер-офицера. Активно занимаясь общественной деятельностью, рассудительный, имеющий определенный вес Люлюза прекрасно владел ораторским искусством, имел широкий кругозор и обладал необыкновенной прозорливостью. Не удивительно, что именно он долгое время занимался государственной деятельностью, наравне с русскими чиновниками. Известно, что в свое время он занимал крупный чин в городском управлении. Доподлинно известно одно, что в 1913 году, Люлюза Матянью был в составе делегации из трех человек, приглашенной на празднование 300-летия Дому Романовых, был награжден в Москве орденом, и ему было присвоено звание «хорунжия». Из истории следует, что на праздновании юбилея Дома Романовых в числе царских наград был «Наследственный нагрудный знак для лиц, приносивших их Императорским Величествам личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования дома Романовых в дни юбилейных торжеств 21–24 февраля 1913 г.». Это был изящный памятный знак, представлявший собой оксидированный ажурный герб дома Романовых, увенчанный императорской короной и окруженный вызолоченным лавровым венком. Право ношения такого знака удостоверялось особым свидетельством, которое выдавалось за подписью председателя «Комитета по устройству празднования 300-летия Царствующего Дома Романовых». Лица, которым был пожалован этот памятный знак, имели право помещать на его оборотной стороне свое имя, отчество и фамилию. Также в память о торжествах выдавалась и медаль, на которой изображены схожие профили Михаила Федоровича Романова (основателя династии) и императора Николая II — последнего ее представителя. Вполне вероятно, что именно одним из этих знаков отличия был награжден Люлюза Матянью. «Хорунжий» же в царской армии - это казачий офицерский чин, равный подпоручику, им удостаивались люди, которые добились наивысшего доверия и расположения у царствующего правителя. Кроме этого именно во время празднования юбилея Люлюза Матянью был удостоен аудиенции правящего императора Николая II. Из исторических летописей следует, что 26 мая 1913 года состоялся прием различных депутаций, прибывших на празднование. Нельзя исключить того, что среди них был и Люлюза. За всю историю он стал единственным дунганином, которому довелось разговаривать с последним царем Российской империи.
Известно также, что до поездки в Россию, Сусуза отправил своего брата совершить паломничество в Мекку, вернувшись оттуда, он стал никем иным, как Люлюза хаджи.
Братья Матянью пользовались неимоверным авторитетом и доверием у дунган. К ним приходили за советом в любом мало-мальски значимом деле, часто им приходилось разрешать споры между родственниками и соседями, каждый вопрос они разбирали с особой тщательностью и щепетильностью, и их решения всегда были обоснованными и справедливыми, их уважали и к ним прислушивались, связью с ними кровными узами гордились. Именно поэтому, дунгане, накануне участия в Беловодском восстании против Красной Армии в 1918 году, пришли к братьям Матянью с просьбой возглавить их. Тогда Люлюза попытался было переубедить их, аргументируя тем, что русских много, даже если сломить их сегодня, то завтра из России пришлют еще больше солдат, и исход восстания в любом случае предрешен. Дунгане вознегодовали, братьев назвали трусами. «Мы не желаем признавать Советскую власть,– произнес один из прибывших. – Неужели вы продались этим кафырам, у которых даже жены, и то общие? Если это так, то мы сами расправимся с вами». Увидев такой поворот событий, братья попросили времени до утра, чтобы как следует подумать. «Надо уходить, - обратился к брату Люлюза, когда все ушли.- Если мы останемся, то нам придется в любом случае возглавить дунган в этом восстании. Это повлечет за собой море бессмысленной крови. А если мы откажемся, то тогда нас убьют наши же братья дунгане». Сусуза согласился с братом. Братья договорились уходить отдельно, чтобы если кого-то одного из них убьют, то второй бы остался в живых. В случае же успеха они договорились о месте встречи в Китае. Они уходили из города поздней ночью из двух разных ворот, Люлюза в одном направлении, Сусуза и единственный сын Люлюзы Нурма - в другом. Бои же в городе не утихали даже ночью. Город был полностью оцеплен Красной Армией, но восставшие не давали солдатам войти в город. При попытке уйти из города чей-то случайной пулей, то ли мятежников, то ли Красной Армии, был убит Люлюза Матянью.
В ту ночь, Сусуза и Нурма удалось выбраться из города незамеченными, однако, когда мятежники узнали, что при попытке выбраться из города был убит Люлюза Матянью, они тут же смекнули в чем дело и послали в погоню за Сусузой несколько человек. Пытаясь убежать от преследователей, Сусуза и Нурма, добрались до Токмака, где жил один из верных друзей Сусузы. Как раз днем в этом доме играли свадьбу, женили сына, поэтому комната жениха и невесты, куда по дунганской традиции никто, кроме брачующихся, не может войти, стало надежным укрытием беглецам. Перевернув весь дом, кроме комнаты невесты, погоня ушла ни с чем.
Далее известно, что со временем Сусуза Матянью сдал добровольно Красной Армии все свое имущество, кроме дома, который располагался в районе нынешнего МВД, документы на собственность которым до последнего хранились у него. По рассказам, до сих пор на территории этого ведомства находится небольшой домик, построенный самим Сусузой Матянью, в котором сейчас располагается архив. Грамотный, рассудительный, имеющий авторитет дунганин был признан Советской властью. В годы коллективизации именно Сусузе было доверено стать одним из участников «движения двадцати пяти тысячников». Будучи одним из двадцати пяти тысяч добровольцев по всей территории страны Советов, он проводил активную общественную работу, агитировал массы вступать в колхозы, был назначен особым оперуполномоченным артели Кызыл-Шарк, который находился в Ошской области, Карасуйского района. Фактически, именно Сусуза стал первым главой колхоза им. Таширова. Строить на пустом месте всегда сложно, а внедрять при этом что-то новое сложно вдвойне. Люди с неохотой вступали в артель, неохотно расставались со своим имуществом, работали спустя рукава. Однажды на одном из собрании, когда Сусуза выступил с резкой критикой работы артельщиков, кто-то из присутствующих вспомнил купеческое прошлое Сусузы. Увидев в глазах людей недоверие, Сусуза сложил с себя полномочия и стал собираться домой в Пишпек. Вскоре артельщики одумались, ведь у многих в прошлом были свои грешки, но Сусуза был верен себе: решив однажды, он больше никогда не менял своего решения. Так Сусуза вернулся в Пишпек. Дома его встречали жена и дети. Всего у Сусузы было 12 детей, однако потомков после себя оставили только шестеро, остальные умерли во младенчестве или в подростковом возрасте. Сусуза уделял огромное значение воспитанию детей. Выполняя завет своего отца, отправил учиться сыновей в русскую школу. Девочки обучались на дому, специально для этого приглашали учительницу. Нужно отметить, что в начале 20 века в Пишкеке была в моде татарская культура. Татары считались самыми высококультурными людьми, составляли костяк киргизской интеллигенции. Изучая старинные фотографии, я была удивлена, когда увидела, что девочки одеты в какие-то нарядные костюмы, но которые точно не были дунганскими. Мне объяснили, что это татарская национальная одежда, которую могли позволить себе носить только люди с высоким достатком. В семье Сусуза старался привить татарскую культуру детям, дети разговаривали на этом языке, часто в доме устраивались музыкальные вечера, где пели татарские песни, танцевали татарские танцы. Старший сын Сусузы Мейсы, окончив базовых четыре года обучения в русской школе, стал верным помощником отца в торговле. Унаследовав от своих предков деловую хватку, очень скоро он стал его правой рукой. Старшая дочь Жихар вышла замуж в семью Фушанло, вторая дочь Софья - Искаковых, а младшую дочь Салиму Сусуза отдал в дом Яншанло. Сегодня дети и внуки дочерей Сусузы Матянью проживают в Московском районе селе Александровка. Второй сын Хабибулла после окончания начальной школы в 1914 году поступил в железнодорожное училище в г. Джамбул. Хабибулла Матянью остался в истории первым дунганином машинистом железнодорожного состава. В 1923 году, его, молодого специалиста, назначают начальником Кишечного завода. Младший сын Сусузы Исмаил учился в русской гимназии в Пишпеке. Однако, в 1932 году Сусуза уезжает с семьей в Китай в г. Кульджу, поэтому учебу Исмаил уже продолжает в Кульдже. По имеющимся справкам, достоверно известно, что Матянью Исмаил окончил восемь классов в правительственной Национальной Гимназии г. Кульджи и окончил мужской русский класс. С 1944 года по 1946 год Матянью Исмаил Сусузович работал на электростанции г. Кульджи счетоводом. Далее он работал в советском консульстве, сначала простым счетоводом, впоследствии главным бухгалтером. Сам Сусуза в этот период тоже работал в консульстве, являлся одним из членов Общества Советских Граждан. Впоследствии, выйдя на пенсию, Сусуза получил звание «Почетный Аксакал Общества Советских Граждан». Помимо основной работы, занимался торговлей, много времени уделял и общественной деятельности. В Китае, Сусуза жил вместе с семьями своих сыновей одним общим двором. С сыновьями он всегда был строг и непреклонен, за любую провинность он сажал троих сыновей перед собой, и жестко отчитывал. В такие минуты он говорил только на русском языке, чтобы остальные члены семьи не поняли о чем идет разговор. Свидетели этих разговоров, говорят, что в эти минуты сыновья всегда сидели перед отцом, опустив головы, не смея при этом не то, чтобы слово вставить, но и поднять глаза.
В 40-х годах 20 века в Китае началась революция против правящей партии Гоминьдан. В г. Кульдже был создан дунганский полк, в штабе которого Сусуза активно работал, являлся заместителем председателя этого штаба, и был награжден медалью «За верность революции». От семьи Матянью в действующую Красную Армию должен был пойти один из сыновей. Сусуза долго размышлял, кого из сыновей отправить на фронт. Сказать просто, что выбрать было не просто, значит не сказать ничего. Как отцу выбрать, кого из детей отправить, быть может, на встречу с собственной смертью? Исмаил тогда был слишком молод, он еще не был женат, выбирать нужно было между старшим сыном Мейсы и вторым – Хабибуллой. К этому времени у обоих было по двое детей. На семейном совете проворный и шустрый Хабибулла сам вызвался пойти в армию. В армии грамотного, толкового Хабибуллу сразу отметили и определили для работы писарем в военный штаб г. Кульджи. Со временем, он стал политруком отряда, учавствовал в боях. В январе 1945 года от взрыва бомбы, во время взятия главной ставки гоминьдановской армии в Харямбаге (аэродром в г. Кульдже), Матянью Хабибулла Сусузович погиб. Правительство Китая по достоинству оценило его заслуги в революции, в 1949 году за личной подписью председателя Китая Мао Цзедуна было выдано удостоверение о том, что семья погибшего пользуется льготами героя-бойца, отдавшего жизнь в боях за революцию.
Впоследствии жена Хабибуллы вышла вторично замуж, дети Хабибуллы Рашит и Фатима остались воспитываться в доме деда – Сусузы Матянью. В это же время в доме Сусузы воспитывались и дети умершей дочери Жихар: дочь Меян и сын Исхар. В эти годы, Сусуза, как сегодня говорят его внуки, собрал у себя дома всех своих осиротевших внуков. Семья была довольно самодостаточная, зажиточная. Но даже тогда, когда над семьей и над страной в целом нависла угроза голода, Сусуза не терял самообладания. Чувствуя на себе ответственность за несколько десятков жизней своих близких, он решил прибегнуть к средству, которое до сих пор практиковалось только русскими, начал разводить кроликов. Это еще раз говорит о неуемном потенциале характера Сусузы, когда он, несмотря уже на преклонный возраст, не боялся чего-то нового, активно учился и перенимал у русских особенности их быта. Он также активно культивировал новые виды растений, фруктов и овощей. Раньше, в Кульдже, вдоль улиц росли тополя, однажды Сусуза взял где-то семена клена и посадил их вдоль улицы. Многие, кто впервые попадал на их улицу, удивлялись, что это за диковинные деревья. До сих пор в Кульдже, вдоль улицы, где когда-то жил Сусуза с семьей, тянут свои ветви к небу те самые клены.
Однако, в Китае, Сусуза очень сильно скучал по родине. Несмотря на то, что почти 20 лет он прожил в Поднебесной, он всегда оставался гражданином Советского Союза. Он часто рассказывал детям и внукам, какая это замечательная страна – Советский Союз. В Китае в это время очень сильно шла агитационная компания по популяризации социализма на примере Советского Союза. В газетах и журналах выходили хвалебные статьи, в которых рассказывалось о достижениях передовых колхозов, о строительстве новых городов, о новых научных разработках. В кинотеатрах крутились ролики, в которых люди работали в поле при сборке урожая. По всему полю работали комбайны, тракторы. Люди работали радостно и были счастливы от того, что живут в самой лучшей стране мире, под названием Советский Союз. Всей душой Сусуза стремился домой, чтобы самому своими глазами видеть и наблюдать, как растет и набирает силу страна Советов. В конце 50-х годов 20 века появилась возможность уехать домой. В 1956 году в Советский Союз уехали семьи дочерей Сусузы, а в том же году, вместе с семьей старшего сына Мейсы, домой вернулся и он сам. Они обосновались в селе Дунгановка, недалеко от г. Джамбул. Советский Союз разочаровал Сусузу, это была не та страна, о которой он столько читал и слышал в Китае, куда он стремился всей душой. Страна находилась в полной разрухе. Кругом грязь, старые разбитые дороги, вдоль которых тянутся кучи мусора. Люди целыми днями с раннего утра до позднего вечера, и в зной и в стужу работали в поле, вручную обрабатывая землю. Повсюду был разгул преступничества и воровства. 27 июня 1957 года, спустя несколько месяцев, после возвращения домой, в возрасте 78 лет, Сусуза Матянью умер, умер от тоски и боли по родине, которую он так и не нашел.
Исмаила Матянью, младшего сына Сусузы, эта новость застала в Китае. Осенью он с женой Хаджерой и третьим сыном Тофиком, приехали в Советский Союз, чтобы помолиться на могилке отца. В Пишпеке их встречал старший брат, который приехал из Джамбула, Мейсы. Отложив поездку в Джамбул на следующий день, они решили съездить в Милянфан, навестить родственников. В Милянфане Мейсы стало плохо, он умер на руках у младшего брата, перед смертью успев лишь показать брату на внутренний карман своего пиджака. В кармане пиджака Исмаил увидел записи, которые вел брат, там четко были указаны даты смерти всех близких родственников, когда, где, сколько и у кого Мейсы когда-то занимал, кто ему был должен. Похоронив брата, Исмаил с женой поехали в Джамбул, помолился на могилке отца, раздал долги брата. Уезжая в Китай, Исмаил не мог без боли думать о семье брата, в которой было, к тому времени, семеро детей школьного возраста. До отъезда он вместе со старшими племянниками поехал в город на скотный базар и купил им ишачка с тележкой. Теперь каждую субботу и воскресение мальчишки могли подрабатывать, подвозя мешки с овощами сельчан до городского базара.
А что же случилось с Нурма, единственным сыном Люлюза Матянью? Известно, что Нурма Матянью долгое время жил во Фрунзе, женился на русской – Евдокии, работал главным инженером в Чешском интергельпо, впоследствии в советский период он назывался Завод Сельхозмашиностроения им. Фрунзе. Во время Великой отечественной войны Нурма был освобожден от службы в армии, у него была бронь, которую выдавали только очень редким в своей отрасли специалистом. В 1945-46 годах Нурма уехал с женой и тремя детьми в Китай. Там ему было доверено строительство Сельхозмашиностроительного завода в г. Урумчи. В 1983 году Нурма с семьей уезжает в Австралию, где до сегодняшних дней живут дети и внуки Нурмы Люлюзовича Матянью.
В 1958 году из Китая во Фрунзе переехала семья младшего сына Сусузы Матянью, Исмаила, в которой к тому периоду было уже четверо сыновей: Ильяс, Арли, Тофик и Маджит, на следующий год, сдав все дела в российском консульстве в Китае, приехал и он сам. Во Фрунзе он работал в торговле, бухгалтером, здесь в 1959 году у него родился пятый сын – Юнус. 1963 году Исмаил заболел, и врачи посоветовали сменить место жительства, Исмаил с Хаджерой и детьми уехали в Пржевальск. Там Исмаил работал в Сельэлектро завскладом, в Пржевальске у Исмаила и Хаджеры родилась долгожданная дочка – Зульфия. В 1976 году семья вновь вернулась во Фрунзе.
Мои дедушка и бабушка – Матянью Исмаил и Хаджера. Воспоминаний о бабушке у меня практически нет, она умерла, когда мне было меньше года, знаю о ней по рассказам старших. Говорят, она была веселой, доброй, духовно богатой и удивительно сильной женщиной. Она прожила недолгую, но очень плодотворную жизнь. Вместе с дедушкой они вырастили пятерых сыновей и дочку. Сыновья с детства были приучены к труду, с малых лет за каждым из них закреплялась особая обязанность, за которую каждый нес ответственность. Наверное, поэтому они все отличаются трудолюбием, чувством ответственности и особой справедливости.
Дедушку я помню хорошо. Мой дедушка, высокий и статный, обладал невероятным добрым, уживчивым характером, будучи по своей природе человеком рассудительным и справедливым, он пользовался невероятным авторитетом у всех, кто его знал. В людях, он никогда не замечал плохого и даже в самом отрицательном человеке старался найти, только ему очевидные, достоинства. Исмаил Сусузович Матянью умер 9 апреля 1986 году, оставив после себя пятерых сыновей и одну дочку.
Матянью Галия