ОФ "Международная Академия
Культурного и Экономического
Сотрудничества
"Новый Шелковый Путь"

«Карасу – печаль моя»

29.05.2017

 

 

   Накануне месяца Рамазан мы – делегация из четырех человек, посетили своих соплеменников - дунган Карасу Ошской области. Еще с Советских времен карасуйские дунгане утратили свой родной язык и этот трагический, с общей точки зрения, факт всегда был важной темой обсуждения всех дунган Центральной Азии.  Ибо в той, или иной степени угроза утраты родного языка всегда довлела над дунганами Центральной Азии, независимо от мест проживания. Если в местах большого компактного проживания в Казахстане и Кыргызстане, в чисто дунганских селах таких, как Масанчи, Александровка, Сортобе, Милянфан и т.д. это проблема проявляется в виде большого заимствования новых слов из других языков, которых день ото дня становятся все больше. То в городах Бишкек, Алматы, Тараз, Жаркент и др. большинство дунганской молодежи уже утратили свой родной язык и их словарный лексикон, в лучшем случае, состоит из всего лишь десятков бытовых дунганских  слов.   

   Целью нашей поездки было помочь нашим родственникам-дунганам сделать первые шаги в возрождении родного языка, а также наладить тесные культурные и иные связи карасуйцев с дунганами «большой земли»: Чуйской долины – местами наибольшего компактного проживания нашего этноса в Центральной Азии.

Наш самолет, вроде бы,  только взлетел и набрал высоту, как стюардесса уже объявила о начале снижения, а затем и посадки самолета – общее время полета составила всего 35 минут! Казалось бы, такое небольшое расстояние отделяло карасуйцев от основной массы дунган, но на машине этот путь составил бы более 12 часов по опасным горным дорогам и перевалам, что и послужило главным препятствием для общего общения. И еще мы знаем, что еще одной важной причиной ассимиляции карасуйских дунган послужило отсутствие свободной земли и густозаселенность Ферганской долины даже в тот период еще Царской России, когда первые партии дунган переселились в Центральную Азию 140 лет назад. Если для первых двух групп дунган, под предводительством Юсуф-Хазрета и Мухаммеда Аюб Биянху, сразу же были выделены свободные земли и средства от Российского государства

для организации сел Ирдык и Каракунуз (Масанчи, Йинпан). То третья группа дунган под руководством Ма Дажын, перейдя через перевал Иркештам, попали в густонаселенную Ферганскую долину, где тогда уже были проблемы с  землей и начальник Ошского уезда предложил переселенцам участок земли Куршабской окраины.  Но эти земли были непригодны для сельского хозяйства, и пока дунгане-переселенцы  ждали ответа от Царского Правительства, прошло время для посева. И людям пришлось мелкими группами расселяться в узбекские поселения, брать земли в аренду, наниматься к богатым землевладельцам. Часть дунган поселилась в городах Ош и Андижан, а другая часть переселилась в Казахстан в окрестности города Тараз.  

Лишь небольшая часть дунган, из общего количества переселившегося 1779 человек группы Мадажын, осталась жить в Карасуйском районе. И уже в Советское время  здесь был организован колхоз Кызыл-Шарк, ставший впоследствии при руководстве Хайтахуна Тащирова, знаменитым на весь Союз: девять героев труда и более 200 человек были награждены орденами и медалями СССР. А сам герой – Хайтахун Тащиров, был четыре раза награжден  Орденом Ленина, и дважды, ему было присвоено почетное звание «Герой Социалистического труда». Также он был депутатом 5-го созыва Верховного Совета СССР.

Но, ни громкая слава колхоза на весь Союз, ни авторитет самого Тащирова не помогло карасуйцам сохранить дунганский язык: малочисленность дунган колхоза Кызыл-Шарк и другие объективные причины послужили поводом того, что основная часть населения еще при Советском Союзе утратили свой родной язык. И этот факт всегда беспокоил дунганскую общественность Союза, а затем и СНГ. Были неоднократные  попытки научить жителей села дунганскому языку, возродить преподавание родного языка в школе Кызыл-Шарка: в 90-х годах в школе преподавала известный дунгановед Зайнаб Шафузовна Юнузова. Но реальность сегодня такова, что лишь несколько человек, в основном пожилые люди, знают немного дунганских слов.

В нашей поездке руководитель дунганского культурного центра Карасу, лидер дунган района Нурахунов Мирзахим собрал активистов села, имама мечети, также старейшин и представителей молодежи. Присутствовал на нашей встрече и  учитель математики Абиджон Алимжанов - по словам односельчан, только он один из всего села сносно говорит на родном языке. Но у нас беседа с ним на родном языке, к сожалению, тоже не получилась: слишком малым был словарный запас нашего собеседника… Хотя Абиджон-аке, как истинный патриот, очень переживает за родной язык и горячо обсуждал с нами возможности решения этой проблемы сельчан.

По предложению редактора электронной газеты «Хуэйзу Бо» Исмаевой Рахимы и члена Политсовета СДПК Халиковой Ашэры нами были выделены два гранта на обучение китайскому языку на исторической родине карасуйцев - в Китае, двум самым лучшим ученикам школы имени Тащирова. Еще двое учеников будут обучаться по  льготной  программе Ассоциации дунган Казахстана. Также были обсуждены с местной властью и директором школы Саёрой Нурохуновой возможность  открытия кружков по дунганскому языку.  Может быть, рыночная востребованность китайского языка, возможность получения высокооплачиваемой работы для их владельцев, масштабное сотрудничество Кыргызстана с Поднебесной в рамках инициативы Экономического пояса шелкового пути поможет карасуйцам возродить свой родной язык. Настрой самих карасуйцев, желание молодежи выучить свой родной и китайский язык, вселяет нам  надежду на успех. 

Во время поездки встретились также с молодым, но очень деловым и инициативным вице-мэром г.Оша. Он пригласил Дунганский народный фольклорный ансамбль «Чунтян» на праздновании Дня города, который состоится  5 октября этого года. В этих же числах состоится и празднование 140-летия проживания дунган в Кыргызстане, проводимый дунганским культурным центром Карасу.

В наших сердцах надолго останутся теплые и душевные встречи, которые прошли в самом селе с нашими родственниками-карасуйцами. Прекрасны и очень символичны были дунганские танцы девочек в национальных костюмах – чувствуется стремление людей хоть как-то сохранить свою идентичность.  А затем прошла теплая и душевная беседа в актовом зале школы, которая не обошлась без слез радости и печали. Радость долгожданной встречи с  родственниками, и печаль от трагических событий тех страшных событий,  послуживших причиной переселения дунган, а также  от безысходности и невозможности общения на родном языке.

На прощание, договорились поддерживать тесные связи и почаще ходить друг к другу в гости, на праздники и тои, благо в год 140-летия переселения дунган запланированы многочисленные юбилейные мероприятия и в Казахстане, и в Кыргызстане.    

По последним статистическим данным, в Ошской области  в 1989 году проживало всего 509 человек, которые идентифицировали себя как дунгане. В 1999 году их число возросло до 676, а в 2009 году составив 793 человека, причем 786 дунган из общего числа проживают в Кара-Суйском районе Ошской области.