ОФ "Международная Академия
Культурного и Экономического
Сотрудничества
"Новый Шелковый Путь"

Легенда села Масанчи (Йынпан)

01.02.2021

Много раз пришлось мне слышать от масанчинцев, как их односельчанин поднял на свои плечи взрослого живого быка. Честно говоря, многие рассказчики сами не совсем верили в это чудо. И я тоже подумал, что эта история, скорее всего, выдумка людей с юмором или скопирована с легенды о знаменитом казахском батыре Балуане Шолак, который поднял на плечи быка весом 816 кг.
Но вот недавно пришлось мне побыть на мероприятии моего родственника Джинлирова Омар, который проводил поминки в память своего отца Манара. На мероприятии собрались родственники и друзья Омара, среди которых было много аксакалов-стариков и все они шутили с человеком по имени Сур. Разговор шел о каком-то быке и его размерах, а один из аксакалов пошутил, что это был бык-лилипут. И, прислушавшись к разговору, только до меня дошло, что передо мной тот самый легендарный силач, поднявший на свои плечи взрослого быка! Я сразу же попросил его подробно рассказать о его подвиге, пообещав написать рассказ об этом. Из его повествования я узнал следующее: оказывается, он больше года носил бычка на плечах - со дня его отела до того времени, как быку исполнилось полтора года! Сначала он, потехи ради, молодого теленка на плечах носил до места выпаса, а потом это вошло в привычку, и он стал каждый день его носить на плечах. Его отец и братья все отличались большой силой и владением техники дунганского кунфу. Рассказывали, что его старший брат Дингуон, знаменитый мастер дунганского стиля кунфу, одним ударом ладони убил лошадь. И Сур хотел доказать, прежде всего, себе о своей силе, настойчивости и способностях. Так из дня в день он носил теленка, пока тот не превратился во взрослого здорового быка. Вместе с быком взрослел и он, набираясь невиданной силы и сноровки. Он так бы и носил на своих плечах, ставшего уже привычной ношей, быка, если бы не призвали его в армию. Тогда в Советском Союзе служили все парни, имеющие хорошее здоровье, и это было почетной обязательностью, хорошей закалкой и школой возмужания для советских ребят. А прослужил он долгие четыре года на Северном флоте в заполярном Мурманске и был одним из первых дунган, который нес почетную службу на подводной лодке. Неоднократно он был награжден различными почетными грамотами и благодарностями руководства флота. Ему помогало на службе его недюжинная сила и сноровка, а также уроки и навыки дунганского стиля кунфу. К тому же еще, он был весьма скромен и исполнителен, а также всегда старался помочь товарищам по службе и в трудных моментах несения службы в длительных плаваниях в открытом океане. Демобилизовавшись, он женился на своей землячке рода Сулуэр из города Токмак, у них в семье родилось 2 детей, а впоследствии они тоже перебрались жить в Киргизию. Сейчас нашему герою, бывшему матросу-подводнику Северного морского флота, уже 77 лет и чувствует он себя в прекрасной форме, он полон сил, энергии и юмора. А полное имя нашего героя Чиров Сыху: «четвертый тигр» - он четвертый ребенок в семье. А уменьшительное имя Сур дали ему родители в детстве, как обычно у нас дунган принято давать второе ласковое имя ребенку. Но детство у нашего героя, да и всей семьи Чировых выдалось очень тяжелое: в стране Советов началась коллективизация и раскулачивание. А до этого, новая экономическая политика, выдвинутая вождем революции и пролетариата Владимиром Лениным, который еще впервые в истории бесплатно раздал землю крестьянам, дал толчок развитию всей страны Советов и, в том числе дунганскому этносу. Благодаря своему трудолюбию и прекрасным, многовековым навыкам в сельском хозяйстве, а также древнему искусстве торговли на Великом шелковом пути, дунгане быстро стали развиваться и процветать. Многие крестьяне стали зажиточными, успешной была и торговля, также многие занимались доставкой грузов по всей Средней Азии. А начавшаяся после 15 съезда ВКП (б) коллективизация, плюс плохие погодные условия, вызвали страшный голод и массовые смерти даже среди крестьян. В 1930-33 годах три года не было дождя летом и мало снега зимой и, даже трудолюбивые дунгане – мастера по возделыванию овощей и зерновых культур, тоже стали голодать и массово умирать. Только люди привыкли к колхозу и наладили производство хлеба и риса, как началась война. А в годы войны весь выращенный хлеб уходил на фронт и люди снова стали голодать. Эти беды и проблемы настигли и семью Чировых.
Из рассказа Щимарова Исмар Багиевича, жителя села Масанчи.
«История семьи Чировых очень трагична, а мои предки сыграли важную роль в судьбе детей и матери этой семьи. Когда умер мой дед, четверо братьев Чировых плакали так, как плачут по родному отцу. Сыху-да, вернувшись из армии, первые дни жил у деда – вот такое было безграничное уважение к моему деду. Оказывается мой дед спас умирающую семью Чировых и об этом всегда помнили БРАТЬЯ Чировых, сохранив дружбу и благодарность всей нашей семье. Пусть эта трагическая история никого не обидит, а послужит примером и уроком взаимопомощи и милосердия для всех наших дунган. Мой дед Сваров Щимар работал агротехником в местном колхозе «Коминтерн» и каждое утро проезжал на лошади на табачную плантацию, которая находилась на южной окраине села. Однажды, проезжая мимо дома Чировых, он обратил внимание на то, что дым вот уже несколько дней не идет с дымохода. В те времена это был плохой знак: от безысходности семьи уходили на тот свет, перестали бороться за жизнь. Надо заметить, это происходило часто, и многие уже привыкли к этому и никого не шокировали голодные смерти. Так как в семье Чировых отец ушел на фронт, мать Чирова Санби осталась одна с 4 детьми. Мне моя мама рассказывала, как в голодный военный полдень, когда запад был в багровых облаках, а на дорогах, ступни обжигали раскаленная пыль, старший из семьи Чировых мальчик ходил по дворам сельчан и просил милостыню " Хлеба, дайте кусочек хлеба!" Надо сказать, моя мама не очень голодала, она ела хлеб из муки (многие в то время ели хлеб из травы). Бабушка пекла хлеб и на зов голодного мальчика велел маме отнести свежеиспеченную лепешку. В то время выходить на улицу было небезопасно, по улицам часто встретишь обезумевших от голода людей. Так вот. Получив от мамы хлеб, глотнув слюну, не поверив своему счастью, опасливо по сторонам, он засунул еще горячую лепешку за пазуху. Сделав шаг, он упал в обморок. Это был голодный обморок. Его удерживало от немедленного поглощения хлеба то, что дома ждали хлеба голодные братья и его мама. Пролежав в пыли некоторое время, он стремительно сунул руку под рубашку и, успокоившись, быстро удалился. Этот рассказ мамы меня глубоко тронуло. Я сделал это отступление, чтобы вы ощутили атмосферу того времени.
Дедушка, заподозрив неладное, стал звать. На его тревожные крики никто не отзывался и, когда он разбил окно, подозрения его оправдались: мама Санби, отчаявшись от безысходности и голода, решила умереть с детьми. Она предварительно помыла детей, одела их в чистые одежды, накрыла одеялом и вместе с ними легла, ожидая смерти. Она старалась их отвлечь, что-то все время им рассказывая, но дети плакали, просили еду. Голоса их становились все слабее и слабее. В таком состоянии их застал мой дед, уже опухших и беспомощных детей и также убитую горем мать. Громко ругаясь, он велел матери разжечь печь, а сам поспешил домой за едой и привез полмешка кукурузной муки. Узнав о бедах этой семьи, подтянулись и стали помогать и другие соседи. Так мой дед спас пять человеческих жизней, сдружив навсегда семьи Сваровых (Щимаровых) и Чировых. Вот такая история, переданная мне моими родителями»…
Говорят, что трудности закаливают людей. Конечно, не дай бог кому испытать такое, что пережили братья Чировы с мамой Санби: они не дождались отца с фронта, тот героически погиб в Великой Отечественной войне. Они чуть не умерли с голода, но благодаря своим землякам-дунганам они выжили. Может и потому, в семье Чировых все братья выросли морально и физически сильными. Старший из братьев Дингуон (Абубакир) с раннего детства стал кормильцем семьи: он усердно работал в родном колхозе села Масанчи, получая за свой труд спасительный хлеб для всей семьи. А затем он в совершенстве освоил древнее искусство кунфу дунганского стиля «Чин» и прославился, как уникальный борец. Многие, наверное, помнят сцену из фильма о Брюс Ли, где тот подпрыгнув, зависает в углу стены, прижавшись спиной и локтями к потолку и стенам. Правда, сразу видно, что и великому Брюс Ли этот прием не удался и был смонтирован этот сложный трюк зависания бойца в углу потолка стены. Так вот, наш Чиров Дингуон спокойно и легко подпрыгивал и зависал в углу потолка, при этом, зависая в углу комнаты, он еще умудрялся на руках подтягивать своих учеников! Прославился Дингуон и как известный тренер кунфу, подготовив сотни высококлассных спортсменов и чемпионов. И другие братья Чировы выросли сильными духом, хорошими и честными людьми. У самого Дингуона было 6 сыновей и 6 дочерей. А второй брат Мухарме много лет работал почтальоном, затем стал ахун - молдой. У него 6 сыновей и 5 дочерей. Третий брат Санху работал поваром в колхозе, у него 1 сын и 5 дочерей. А наш герой Чиров Сыху, сейчас живёт в Токмаке и у него двое детей: сын и дочь.
Недавно к нам обратился чемпион мира по карате по имени Бачо из Грузии и он просил найти детей самого Дингуон(Абубакир) или родственников. Он мне написал, что никогда не забудет своего тренера, который стал для него учителем не только по борьбе, но и по жизни…
Вот такие сильные духом, добротой и героизмом личности живут в малой родине дунган Казахстана в селе Масанчи(Йынпан).