ОФ "Международная Академия
Культурного и Экономического
Сотрудничества
"Новый Шелковый Путь"

МУЗЕЙ В МАСАНЧИ

10.07.2019

Зачем нам музеи, зачем нам прошлое, когда в настоящем столько проблем? Теперь ведь мало кто верит, что когда судьба наносит свой очередной нехилый удар, на помощь к нам придут не "чип и дейл," а наши предки, взирающие на нас с небес. Время же доказывает, что банальная фраза "без прошлого нет будущего", актуальна и в наши дни и в вопросах воспитания детей, и в черпании вдохновения на новые свершения, ведь "новое -это хорошо забытое старое". Так и возникает интерес к своим корням, к своим предшественникам, к музейным экспонатам. Историко-этнографическому музею села Масанчи 37лет, в нем собраны интересные экспонаты на самую различную тематику. Здесь есть и доисторические камни с пертоглифами, и более двухтысячелетние каменные изваяния "балбалы", и тысячелетняя керамика - всё это осколки из мозаики таких времен, такой древности, что дух захватывает. Много места уделено дунганской этнографии, есть стенды знаменитых личностей, старинные фотографии быта и культуры тех времён.В этом году Международный фонд культурной интеграции имени Чжэн Хэ наградил почетной грамотой заведующего музея Лочь М.Г. за сохранение и преумножение культурного наследия, содействие восстановлению памятников культуры и иных полезных инициатив, направленных на развитие культурной интеграции и межэтнического согласия. Кроме местных жителей, в музее было много посетителей из стран постсоветского пространства. Были также делегации из почти 30 стран дальнего зарубежья: США, Мексики, Франции, Англии, Германии, Венгрии, Турции, Японии, Южной Кореи, Aвстралии, но больше всего делегаций из КНР, ведь у нас родственные культуры. Когда ни придешь, в музее всегда полно детей: тут подростки рассматривают старинный меч, найденный в "хуо-донни", там девчонки комментируют свадебные наряды, кто-то возле стенда боевой славы, кому-то интересна нумизматика. А вот к старому треснутому дубовому корыту подходит малышня и спрашивает, не из сказки ли она о золотой рыбке , хранитель, пряча улыбку, согласно кивает- пусть они пока верят в сказки, время у них пока такое... У дунган много семейных реликвий передается из поколения в поколение, некоторые настолько уникальны, что хозяева не дают их даже сфотографировать. Вышитые веера,свадебные подарки жениху- это и подбитые лисьим мехом шелковые вышитые наушники, и складывающиеса в виде веера вышитые шелковые козырьки от солнца. Все вещи, нужные в обиходе, покрыты вышитыми цветами, зверюшками, стилизованными узорами. Употребляли очень яркие нитки, получались гармоничные цветовые сочетания, и близко нет аляповости, очень тонкая работа. Вышитые кошельки, игольницы, косметички не только выполняли свои бытовые функции, но и были настоящими украшениями.При вышивании обязательно учитывались статус и возраст хозяина вещи. Девушкам вышивались бутоны цветов, молодым женщинам с детьми - гранат "шылю", пожилым- мелкие цветы "михуа" на синем фоне . В косметички девушки укладывали пудру, белила, щипчики и прочие женские радости. Так на косметичке мышка с красным глазиком подбирается к грозди винограда, парень с длиннющей косой тянет из земли редиску, над всем этим огромное облако-бабочка. Наши девушки в прошлом на торжествах сильно пудрились, но пока на трясучей арбе доедут, половина этой пудры осыпалась, так и ходили они на этих свадьбах пятнистые и счастливые от собственной красоты... Кошельки, "домики для денег", тоже богато украшались вышивкой, даже на на суннеть-той ребенку давали красиво вышитую нагрудную сумочку, куда он складывал деньги от приходивших к нему родичей. Очень интересны формы древних с красивейшей вышивкой квадратных по концам подушек.` Наши предки, не зная про бич современности остеохондроз, владели секретами тибетской медицины, поэтому набивали их рисовой соломой, лечебными травами, семенами конского щавеля, сорго, люду, пухом рогоза. Подушки набивались любым растительным сырьём, пух и перья заимствованны у славянских народов.Так, после сна в волосах увидев перья, вылезшие из подушки, бабушки говорили "гуи дзахади". Кстати, заменив суперсовременную подушку с особыми функциями и наполнителями на простую травяную, намного улучшила сон. На многих вещах видела узор ввиде завитушек, он часто встречается в орнаменте кочевых народов, "рога барана", у нас они обозначают облака. В дунганском свадебном наряде супружеская пара представляет собой союз дракона и феникса. Если мужской костюм напоминает дракона, то женский похож на феникса. Невесте делали прическу "ян-яр-ту", украшенную венком "йин-тёз", вышитые рукава одежды были широкими, как крылья, поверх этой роскоши надевалась накидка "шаль павлина". На этой шали "пий-джа" в первом ряду вышитые листья ивы, на втором ромбики, на третьем облака. На ромбиках вышивались "ба бао"- "восемь драгоценностей", Штаны, носки и туфли также покрыты шикарной вышивкой, они должны напоминать лапки этой мифически красивой птицы. На каждой вещи вышиты не что попало, а сюжетно взаимосвязанные картины. Каждый узор вышивался неделями, это ведь тяжкий труд, но Боже, какая в итоге получалась красота! Поражаешься полету фантазии наших мастериц- ни один узор не повторяется: то это нереально красивые цветы, то змейка с жемчужинкой во рту, то цапля с рыбой в клюве, то уточка возле лотоса, то олененок на изумрудной травке.. На позаимствованных у славянских народов подушках, рушниках также наносились дунганские вышивки с иероглифами и узорами, несущими смысловую нагрузку, это были различные пожелания. Словами не передать всю эту красоту, это нужно просто увидеть. И ходит Муса Губарович с внуками по родному селу, стучатся в каждый дом в поисках экспонатов для музея -"ло дунщи". Достучаться бы и до наших сердец, чтобы помнили свои корни, помнили свою историю, помнили свою культуру, помнили себя.

Миян Мадиван