ОФ "Международная Академия
Культурного и Экономического
Сотрудничества
"Новый Шелковый Путь"

Чжунцю - Йүәлён дэ Җуонҗя җечи ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА СЕРЕДИНЫ ОСЕНИ

18.09.2022

   Праздник середины осени был поводом для поклонения Луне. В традиционной культуре Луна, как и Солнце, являлась объектом почитания, чем-то величественным и магическим, наделенным силой и властью.
   Праздник середины осени зародился в древние времена (первые упоминания относятся к времам династии Шан (商代), но стал популярен в период правления династии Хань (汉代). Записи того времени свидетельствуют об особенном почитании пожилых людей, которые занимались раздачей лепешек, а также любовании Луной. Формально день был утвержден в качестве праздника в начале правления династии Тан (唐代), когда он стал особенно популярным на севере страны; далее получил массовое признание во времена династии Сун(宋代)-  именно тогда под празднование торжества формально выделили 15 число 8 месяца каждого года.  В литературных произведениях того периода также упоминается своеобразная еда в виде «маленьких лепешек, подобных жевательной луне, с хрустящей корочкой и сладким вкусом». При династиях Мин (明代) и Цин(清代) Праздник середины осени стал одним из главных народных достояний в Китае,  а лунные пряники обязательным лакомством, без которого невозможно представить ежегодное торжество.

   Чжунцю җечи – җысы  зохуа дэ жынмуди тунйи җечи. Ба җыгә җечи Җунгуй няннян   байүәни  донҗунни,  җочȳ йүәлёнди лифа  җейиндини. Минжын ба та хан җёди  Йүәлён дэ Җуонҗя җечи.
   Җочȳ чуантун (традиция)  ба та  чютян сыхурди донҗунни  җейиндини. Сан тян литу – җысы сан тян дусы щехуан сыхур, Җунгуйниди жынму юҗуанди лонни, лян чинчинжынму йү мянни зэмусы йидани чыхәни, йиданни шо йүәлён җянбозыни (юэбин). Җыгә җянбозы лян зыма дэ  лянхуа (лотос) зыр йидани хуәхади. Йүәлён җянбозы – җечиди  дин гуйҗунди чыхә. Җуәзышон линбулё та. Чȳгуә җянбонзы, җуәзышон хан ю язы жу дэ заёнди цэфу зухади чыди.
   Җочȳ лисы Җунгуй XIII шыҗишон ба гуйту мынгȳ (монгол) җүндуй   җуачȳли. Җунгуй минжынму бу ган  ви дȳли җынҗан, бу ган җё (призывать),  таму зу ба ёҗинди фущин зэ шохади җянбозы литу цонли. Зу җымуҗя йигә ги йигә, таму боли щин сыюрли.  Тади ёнзысы йүанди, зущён йүәлён. Видосы гәшы-гȳёнди: ю тяндини, ю хандини, ю ладини.
   Җыгә җечи хан йигә  җун-ё куйчынни – җысы щинэди жынмуди лёнгә щин  лянхәдо йиданнили. Таму йигә ги йигә дуан хуар, нян сывындини. Җунгуйди дуәйибанзы  жынму зу җыгә сыхур җехундини – тамуди җун-ё йисы Чжунцю җечишон ги таму сынхуәшон  дуан  хошо йүнчини.  
   Җыгә җечи  җиннян җюйүә чȳ шы җы йитян  җейиндини. Җунгуйни ту йигә йиҗян зусы Щин нян җечи, ди эргә зусы Чжунцю җечи. Ги Җунгуй жынму  Йүәлён җечи -  җысы җящя лянхәдо йидани зэмусы тади пиннан вусы. Зусы ги таму, Җунгуйниди жынму Йүәлёнсы тамуди  җящяди  тунйи щёнҗын (символ) дэ йүнчи.
   Мый йигә дифоншон ба Йүәлён дэ Җуонҗя җечи  данинди җейиндини, билүн: Гонконг лян Цзынгунни вон лан тяншон лё хун янсыйди дынлудини зэмусы йигә ги йигә шә цэхуардини.
   Сингапур, Малазия, Филиппин җȳди җунгуәжынму чȳгуә лё хун дунлу, таму хан   щинэ канн «Лун» дэ «Сызы» тёву.
   Җыгә җечи до юҗуанҗяму гынчясы - дин чигуэди, дин жәноди зэмусы йисы шынди җечи, йинви тасы гȳдэ гуонйиншон йүхади.

Ухуар Сыва